Культура и традиции Бутана. Краткие заметки
Бутанские танцы в музее "Простой Бутан"
Культура Бутана – одна из самых необычных в мире. Будучи маленькой страной с небольшим населением, мы должны сохранять нашу культуру и традиции. Эта уникальная культура – одно из средств защиты суверенитета нации. Самобытность культуры и традиций хорошо заметна в повседневной жизни бутанцев.

Рождению ребенка рады всегда, независимо от его пола. Обычно, не члены семьи не видят ребенка первые три дня после рождения, так как считается, что дом загрязнен кайдрип (скверна от родов). Поэтому в доме проводят ритуал очищения (Лхабсанг), после чего люди могут зайти в дом и увидеть новорожденного. Ребенку и матери дарят подарки, например рис и молочные продукты в сельской местности, или одежду и деньги в городах.

Имя ребенку дают не сразу. Чаще всего, имена определяются служителем религии. Ребенка относят в храм местного божества (божества рождения) и там ему дается имя, ассоциируемое с данным божеством. В некоторых случаях, именем ребенка становится день, когда он родился. На основе бутанского календаря для ребенка составляется гороскоп – кье ци. В нем прописано время и дата рождения, предсказывается будущее ребенка, какие ритуалы следует проводить на разных этапах жизни, чтобы предотвратить возможные болезни, проблемы и неудачи. Традиционно, дни рождения не праздновались. Но сейчас это стало популярным, особенно в городах.

Свадьба: Всего несколько десятилетий назад было обычным делом родителям договариваться о свадьбе их детей. Часто браки заключались между родственниками. Например, особенно на востоке Бутана, были распространены браки между двоюродными братьями и сестрами. Сейчас образованные люди так не делают, и большинство людей сами выбирают себе пару.

Свадьбы проводятся по-простому. Чтобы у пары было процветание и счастье в их браке, дата церемонии определяется астрологами. Лама (священник) проводит небольшой ритуал. В некоторых случаях организуется застолье. В большинстве случаев в ходе ритуала родители, родственники и друзья дарят молодоженам особые шарфы (кха-дар), а также деньги и вещи. На западе Бутана после свадьбы муж идет в дом жены, в то время как на востоке – наоборот. Но это необязательно. Пара может построить отдельный дом на своем участке. В бутанском обществе допускается развод, он не считается бесчестьем. В большинстве случаев разведенные люди снова вступают в брак. Компенсация выплачивается инициатором развода.

Похороны: Смерть человека подразумевает большие затраты, ведь она не значит конец всего. Наоборот, это всего лишь переход к другой жизни. Поэтому, чтобы помочь душе обрести лучшее перерождение, проводится множество ритуалов. Они проводятся на 7-й, 14-й, 21-й и 49-й дни после смерти. Кремация проводится в благоприятный день, предписанный астрологом, но обычно не позднее ритуала 7-го дня. Сложные ритуалы, предусматривающие поднятие флагов в честь усопшего, также проводятся в три следующие годовщины смерти. На такие ритуалы собираются родственники и соседи, приносящие спиртное, рис и тому подобное.

Еда: Бутанцы едят руками. Пользование ложками это заимствование извне. Члены семьи сидят на полу кругом, а мать раздает еду. Большинство бутанцев используют традиционные тарелки, сделанные из дерева (дапа/дам/долом) или бамбука (бангчунгс). Перед началом трапезы, они подкидывают в воздух несколько комочков риса в качестве подношений божествам и духам. Любимые блюда бутанцев – эма даци (чили с сыром), паа (кусочки свинины и говядины) и красный рис. Чили идет с каждым блюдом. Люди также пьют соленый чай со сливочным маслом (суджа) и спиртные напитки. Многие также носят с собой мешочек с домой (листья бетеля с орехами катеху, которые едят, сбрызнув соком лайма). Предложение домы кому-либо – это знак дружбы, вежливости и щедрости.

Фестивали: Один из самых красочных фестивалей бутанского календаря называется Цечу и проводится во всех дзонгах и многих монастырях и храмах по всему Бутану. Цечу – это фестиваль танцев в масках в память событий в жизни Гуру Ринпоче, которого в Бутане почитают как второго Будду. Также на всеобщее обозрение выставляются Тхонгдрол - большие свитки с рисунками божеств и святых, которые имеют силу освобождать людей от греха, совершенного ими, просто увидев его. Самые разные люди приходят посмотреть на это важное событие. Есть и другие фестивали, характерные для конкретных деревень, они, по большей части, анимистические, и проводятся медиумами. Такие фестивали – это хорошая возможность для людей собраться вместе, а также продемонстрировать свои лучшие одежды и украшения.

Цечу: классические бутанские танцы можно увидеть в ходе ритуалов и религиозных шествий в масках. В 8-м веке Н.Э., когда Гуру Падмасамбхава принес Буддизм из Тибета, ритуальные танцы в масках укоренились в Бутане как одна из особенностей буддийской традиции Махаяна. После рождения великого Тертона (открывшего сокровища) Пема Лингпа в 15-м веке, танцы в масках становятся неотъемлемой частью и получают дальнейшее развитие как часть культурной жизни Бутана. Тер Чам (танцы сокровищ) и Пе Линг Гинг Сум были самыми знаменитыми из танцев, которые все еще исполняются в наше время. В 17-м веке, с прибытием из Тибета Шабдрунг Нгаванг Намгьяла, танцы в масках приобретают еще большую важность. Появилось множество новых танцев. В дзонге Пунакха был придуман танец Пуна Домчое – исполнявшийся вместе с молитвами божеству-защитнику Пел йешей Гонпо (Махакала). В Трашичодзонге, реинкарнация Джампел Дорджи, Дже Куэнга Гьелтшен также придумал танец в честь Пелден Лхамо (махакали). Среди других известных танцев: Шана чам или танец Черных шляп, Дегьед чам или танец Духа, Шиндже чам или танец Ямараджи, Дурдаг чам или танец Лорда Шамашана, и Гуру Тшенгьед или Танец Восьми проявлений Гуру Падмасамбхавы.



Религиозные танцы символичны и имеют общую тему уничтожения или попрания злых духов. Мечи танцующих символизируют прорубание сквозь невежество, а звук барабанов изгоняет злобных духов и демонов. Верят, что наблюдение за танцами очищает от грехов и приближает к нирване или просветлению.

Танцы проводятся ежегодно во всех важных Дзонгах, храмах и монастырях, и обычно длятся от трех до пяти дней. Это событие называется Цечу («десятый день») так как обычно начинается на 10-й день месяца. Это также повод для жителей деревень собраться и поучаствовать в празднествах. Одетые в свои лучшие одежды, целые семьи присоединяются к захватывающему действу, а также устраивают пикники, наслаждаясь принесенным обедом и напитками.


Автор: Наталья Вангди
Блог о Бутане
Новости из Бутана. Интересное о Бутане. Отзывы наших туристов